Брахма — творец Вселенной. Что понимается под брахмой

В этой статье вы найдете полную информацию о боге Брахме. Его образ и символика, происхождение и атрибуты. Жена Сарасвати и семья Брахмы.

Творец и созидатель Вселенной Брахма – история происхождения и символизм

Согласно ведическим канонам, изначальным творцом всей вселенной является Брахма. Он является одним из трех главных божеств: Тримурти (в переводе с санскрита означает «три лица», «троица», त्रिमूर्ति).

Веды почитают Брахму как создателя вселенной с незапамятных времен. Второе божество — Вишну — считается его хранителем на протяжении всего его существования. Третий бог — Шива — играет роль разрушителя всего сущего, когда приходит время. Эта троица объединяет ипостаси трех богов в идее Троицы Вселенной. Они проявляют одну и ту же божественную сущность во всех аспектах жизни.

Происхождение

Эпос «Махабхарата» (1.1.20) называет Брахму «раскрытым и нераскрытым, несуществующим и существующим, то есть то, что есть вся вселенная, отличная от существующей и несуществующей; создатель высшего и низшего, всего сущего древний и высочайший, неиссякаемый и доброжелательный, который и есть доброжелательность «. Там же Брахма считается тождественным Шиве (Ишане) и Вишну.

В анналах «Шримад Бхагаватам» (3.8.14–16) Брахма почитается как рожденный самим собой. У него не было матери. Он родился в цветке лотоса, который вырос из пупка Вишну, когда была создана вселенная. Вот почему Брахму также называют Набхиджа (рожденный из пупка).

В пуранической легенде говорится, что рождение Брахмы связано с водой. В нем Вишну оставил свое семя, которое превратилось в космическое яйцо с золотой скорлупой. В этом яйце родился Брахма (Хираньягарбха). Когда он разбился, снаряды расширились до размеров Вселенной. Благодаря этой легенде Брахма получил другое имя — Канджа (тот, кто родился в воде). Он также известен как сын Верховного Существа Брахмана. Энергия Пракрити (Майи) также приняла участие в его рождении).

Бог Брахма считается изначальным создателем вселенной в ведической культуре. В составе триады главных божеств ведийского пантеона — Тримурти (санскр. В конце времен.

Брахма и сотворение Вселенной

Брахма — создатель вселенной со всеми его многочисленными созданиями, а сам он — первое существо, рожденное во вселенной. Мир был проявлен им из первопричины изначальной пустоты — вселенского яйца Махадивьи. В нем Брахма восседает на лотосе, который растет из пупка Вишну, который является фундаментальным принципом всего, и создает материальный мир. Первоначальная пустота абсолютна, то есть Брахма, будучи содержащим всю Вселенную, проявляет ее в видимой форме. Сам корень слова «Брахма» означает «расширение», «увеличение»; изначальная форма бытия была сокрыта в нем, и он эманировал всю природу из себя, проявил ее из абстрактной, непроявленной вечности в конкретной и видимой субстанции. Лотос олицетворяет абстрактную и конкретную вселенную, поэтому это священный цветок, символизирующий чистоту, совершенство и духовное пробуждение. Его семена содержат миниатюрный прототип будущего цветка, поэтому Брахма проявляет этот мир в своем прототипе. Универсальное яйцо — это символ Вселенной, проявленный из центра: зародыша. Аллегория яйца, из которого возникла Вселенная, символизирует «сгусток» энергий всех будущих живых существ.

1641232466

Сразу же введя меня в иллюзорное состояние силой Своей Майи, Шива в ходе Своей Лилы поместил меня в Лотос, который рос из пупка Вишну. Вот почему меня стали называть «Рожденный в лотосе» и «Золотой плод»

Шива Махапурана. Глава 7

Мы все находимся в иллюзии существования под покровом майи (санскр. माया — «иллюзия», «видимость»). Вселенная возникла из яйца мира, в котором спит Брахма. Итак, наш истинный проявленный мир — всего лишь мечта Брахмы, создателя этого мира.

Наша Вселенная постоянно расширяется, что научно доказано современными астрофизиками, и это только подтверждает информацию, содержащуюся в древнейших текстах Пуран, согласно которым изначально Вселенная составляла 500 миллионов йоджан (8 миллиардов км), но в итоге достигнет 9,5 млрд км. Следовательно, древнейшие источники сакральных знаний содержат точные данные о масштабах проявленной Вселенной.

Сам Брахма — это Вселенная, и каждая ее частица — ее проявление.

Брахма является только причиной творения во время завершения творения, и шакти-энергии творения исходят от него, становясь причиной возникновения предматерии, за исключением этой причины, нет другой причины, по которой мир должен его существование

Вишну Пурана, Книга 1, Глава IV, 51-52

Первые творения Брахмы

В начале времен Брахма своей волей начинает создавать Вселенную и, проявив четыре типа творческих сил, Брахма создает богов, асуров, прародителей человечества и людей. Соединившись с водами первичного океана, Брахма вбирает в себя частицу тамаса. Первоначально Брахма, принимая аспект ночи (качество инерции, пассивность — проявление гуны тамаса), создает асуров (а-суры, что означает «не боги»), затем бросает это тело, в которое тамас имеет проник, и сейчас ночь. Принимая форму дня, в состоянии блаженного экстаза он создает богов и, отбрасывая тело, становится днем. Все еще пребывая в качестве благости (проявление саттва-гуны), как и в предыдущем теле, но уже в вечерних сумерках, думая о себе как об Отце Мира, он создает прародителей человечества (Питара), освобождая себя также это тело становится сумеречным между днем ​​и ночью. И, наконец, Брахма становится утренними сумерками (качество страсти — гуна раджаса), или рассветом, и дает жизнь людям, тело Брахмы становится сумеречным, отделяя ночь от дня. Следовательно, Брахма последовательно создает всех остальных живых существ.

Итак, создав четыре основных типа существ: богов, асуров, питаров и людей, он в дальнейшем создал подвижные и неподвижные предметы, якшу, писачу, апсару, киннар, ракшаса, птиц, домашний скот, диких животных, змей и все, что можно изменить или изменить неизменное, все бренное или нетленное. Все существа наделены теми же свойствами, которыми когда-то были наделены, и это происходит снова и снова с каждым творением

Маркандейа Пурана Глава 45 Порядок творения

1641232466-1

В зависимости от момента творения существа активны в определенное время дня: люди — утром, боги — днем, асуры — ночью и питара — вечером. Символическим проявлением дня, ночи и сумерек являются тела Брахмы, проявляющиеся в форме трех модальностей материальной природы, так что все существа, созданные Брахмой, от богов до людей, подвержены влиянию этих трех модальностей.

Брахма Брахма (санч. ब्रह्मा; Брахма IAST) — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой он является одним из богов Тримурти. Супруга Брахмы — богиня знания и обучения

Внешний вид и атрибуты

1641232466-2

цвет кожи Брахмы описывается как красноватый, и он одет в красные одежды. У Брахмы четыре головы, четыре лица и четыре руки. Говорят, что каждая из его четырех глав непрерывно повторяет одну из четырех Вед. Брахму часто изображают с белой бородой (особенно в северной Индии), что символизирует почти вечную природу его существования. В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не носит в руках никакого оружия. В одной из рук он держит скипетр в форме большой совки или ложки, что связано с разбрасыванием топленого масла на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует тот факт, что Брахма является правителем яджн. В другой руке он держит камандалу, металлический контейнер для воды или даже скорлупу кокоса. Вода в этом сосуде символизирует всепоглощающий изначальный эфир, из которого возникли первые элементы творения. С другой стороны, Брахма держит четку под названием акшамала, которую он использует для вычисления всемирного времени. В четвертой руке Брахма обычно держит книги Вед, но иногда и цветок лотоса.

  • Четыре руки. Четыре руки Брахмы представляют четыре стороны света: восток, юг, запад и север.

Задняя правая рука представляет разум, задняя левая рука представляет разум, передняя правая рука представляет эго, а передняя левая рука представляет уверенность в себе.

  • Четки: символизируют различные материальные вещества, использованные при создании Вселенной.
  • Книга: Книга Вед в одной из рук Брахмы символизирует знание.
  • Золото — связано с деятельностью; Золотое лицо Брахмы указывает на то, что он активно участвует в создании вселенной.
  • Лебедь: символизирует изящество и способность различать добро и зло. Брахма использует лебедя Хамсы в качестве своего средства передвижения, вакханы.
  • Корона — Корона Брахмы символизирует его верховную власть во вселенной.
  • Лотос — цветок лотоса символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во вселенной.
  • Борода — черная или серая борода Брахмы означает мудрость и олицетворяет вечный процесс творения.
  • Четыре лица — четыре лица, головы и руки представляют четыре Веды: Риг, Саму, Яджур и Атхарва.

Колесница, или вахана Брахмы, — это божественный лебедь. В индийской культуре лебедь уважается за его особое качество, называемое нира-кшира-вивека, то есть способность отделять молоко от смеси молока и воды. Лебедь олицетворяет тот факт, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, независимо от того, где они находятся. Кроме того, эта способность лебедя указывает на то, что человек должен уметь отделять добро от зла, принимая то, что имеет духовную ценность, и отвергая то, что не имеет.

Брахма — не только верховное божество. Он присутствует везде, даже в вакууме. Индийцы считают, что Вселенная обязана своим появлением Брахме. Он везде.

Внешность Брахмы

Несмотря на то, что Брахма может быть где угодно, а это значит, что он невидим, у него есть очень специфический аспект. На снимках он часто одет в алый костюм, у него четыре головы, обрамленные бородой. Все стороны света находятся под бдительным оком Бога. В Индии считается, что каждая из глав Брахмы читает свой собственный раздел Вед.

Индуистские божества часто изображаются со своими атрибутами и особенно интересны в Брахме. В отличие от многих богов и даже богинь, в его руках нельзя увидеть оружия.

Напротив, Брахма предпочитает мирные символы. Например, в одной руке он держит черпак. С помощью этого предмета, преподнося дары богам, слуги совершают ритуал поливания топленого масла на пламя. Брахма — покровитель культа божеств.

В другой руке Брахмы можно увидеть кувшин. Этот священный сосуд наполнен водой, которая является основным источником жизни. Также в одной из рук Брахмы можно съесть четки, которые необходимы Богу для расчета лет Вселенной.

Брахма — Бог творения: образ, атрибуты, имена, происхождение, семья, сарасвати, места поклонения. Брахма в индуизме считается богом творения

Происхождение

Согласно «Махабхарате», Брахма «явлен и сокрыт, жив и неодушевлен, отличен от материального и иллюзорного, творец всего сущего, он древний и неисчерпаемый, высочайший и доброжелательный». Тваштри отождествляется с Вишну и Шивой.

У божества нет матери, так как его рождение произошло неестественно. Локагуру родился от цветка лотоса, который пустил корни в пупке Вишну в начале создания физического мира. В пураническом мифе говорится, что саморожденный вышел из воды, в которую Хари поместил свое собственное семя, которое позже стало золотым яйцом. Из этого космического зародыша появился Брахма, получивший другое имя — Хираньягарбха. Вселенная образовалась из оставшихся частей яйца. Рожденный в воде — сын Правящего Существа Брахмана и женской энергии, более известной как Майя или Пракрити.

Сарасвати.

Интересный момент связан с Шакти Брахмы — Савитри. После создания потомков Правитель планет не получает радости и решает упростить свое пребывание во Вселенной. Таким образом, произнося священное заклинание, он создает из половины своего тела другое существо: богиню Гаятри.
Очарованный его красотой, Архитектор мира создает себе 4 лица. В этом случае он может смотреть на богиню в любом положении. Обращая внимание на ненасытную страсть Брахмы, Гаятри летит на небеса к своим братьям, а его поклонник формирует пятое лицо, обращенное вверх. После инцеста Шива должен отсечь пятую голову Брахмы.

1641232467

По мнению некоторых эзотериков, культ Брахмы получил наибольшее количество последователей в доведический период индуизма. Однако позже он был отстранен от должности лидера культами Шивы и Вишну.
Несмотря на то, что Самогенерируемый является частью Тримурти, его культ проигрывает культам других богов даже в это время. В Индии есть несколько религиозных построек, посвященных Набхидже, а количество храмов в честь Вишну и Шивы исчисляется десятками тысяч.
Хотя молитвы Сидящего Лотоса считаются неотъемлемой частью почти всех индуистских ритуалов, ему посвящено несколько пагод. Самым значительным и почитаемым является храм Брахмы, расположенный в Пушкаре в Раджастане. Каждый год в полнолуние такого лунного месяца, как Картика (выпадает на октябрь-ноябрь), здесь проводится религиозный фестиваль во имя Брахмы. Тысячи паломников приезжают в это время для совершения ритуального омовения в священном и почитаемом озере Пушкарь, примыкающем к храму.

Следовательно, самые известные места поклонения Брахме находятся в штате Керала, деревня Нерур, город Кумбаконам, поселение Асотра, город Брахма Кармали, город Кхедбрахма и деревня Хохан.
В культовом здании Тирунаваи систематически проводятся пуджи в честь рожденных водой и грандиозных фестивалей в период Наваратри. Еще одна пагода Брахмы находится в деревне Тирупаттур, в штате Тамил Наду. Здесь также находится самадхи философа и знатока Вьякрапатхи.
Знаменитая мурти Канджа находится в деревне Мангалведха, примерно в 50 километрах от Солапура. Храм в честь Первенцев возведен в городе Калахасти, который принадлежит штату Андхра-Прадеш. Самый большой храм Брахмы в мире расположен в Ангкор-Ват в Камбодже.

Брахма (буддизм) — Брахма (буддизм) Брахма — главный бог (дэва) и небесный царь в буддизме. Он считается защитником учений (дхармапала) и никогда не изображается у ранних буддистов

Субрахма и шуддхаваса

Пара брахм, которых обычно видят вместе, разговаривая с Буддой.

В смысле «быть Рупадхату» термин Брахма может быть связан с Брахмавихарой, термином, относящимся к медитативным состояниям, достигнутым посредством четырех Рупадхату, общих для жителей Рупадхату. По словам Мартина Уилтшира, до появления Будды добуддийские традиции Брахма Лока, медитации и этих четырех добродетелей были отражены как в ранней буддийской, так и в небуддийской литературе. Ранние буддийские тексты утверждают, что древние индийские мудрецы, которые учили этим добродетелям, были первыми воплощениями Будды. После Будды эти же достоинства можно найти в индуистских текстах, таких как стих 1.33 Йога-сутр Патанджали. По словам Питера Харви, буддийские писания признают, что четыре практики медитации Брахмавихара «не произошли от буддийской традиции». Будда никогда не утверждал, что «четыре неизмеримых» были его уникальными идеями, подобно «прекращению, спокойствию, нирване». Эти медитативные практики названы в честь Брахмы, бога, который также встречается в индуистских текстах, а также в джайнских текстах, в которых он отождествляется с Ршабханатхой, первым тиртханкарой джайнской традиции.

Что вы знаете о брахманах Индии? Для чего они нужны и чем руководствуются? Может ли брамин работать на земле и брать пищу из рук неприкасаемых?

Варна брахманов в современном обществе

Правительство Индии пытается уравнять в правах всех своих подданных. Поэтому в последние годы брахманы теряют позиции на государственной службе. Но, оставаясь одними из самых богатых и образованных слоев общества, они имеют возможность обучать детей в лучших учебных заведениях других стран. Это дает варне брахманов новые перспективы. Например, индийские программисты считаются лучшими в мире, большинство из которых — брахманы!

1641232467-1

Представители варна-брахманов равнодушны к материальным ценностям

Кастовое деление в Индии не потеряет своего значения еще долго. Никакая демократия, корпоративная культура, ношение современной одежды без тилака на лбу и угнетение в транспорте не проникают в семейный круг. И там пищу для брахмана готовит только его родственник, а дети воспитываются таким образом, что им не приходит в голову играть с детьми низших каст. Даже когда они уезжают учиться, они находят индийские общины и чтят традиции.

1641231443

ИндияСтиль

Оцените статью