Полное описание трех гун Саттвы, Раджаса и Тамаса и их влияние. Что такое гуна в ведах

В этой статье вы узнаете о трех материальных модальностях саттвы, раджаса и тамаса. Вещи? Почему в йоге их называют энергиями добра, страсти и невежества? Какие продукты являются тамастическими, раджасическими или саттвическими? Как жить по добру?

Полное описание трех гун Саттвы, Раджаса и Тамаса и их влияние

Гуна («качество», буквальное значение «веревка» на санскрите) — это в индийской философии свойство объекта, который сковывает, стягивает этот объект, не позволяя ему полностью проявить свою миссию.

Гуны являются атрибутом только материального мира, поскольку в духовном мире все предметы полностью отражают свою истинную сущность, без возможности внешнего воздействия на них.

Кроме того, гуны — это руководящая концепция Аюрведы, отражающая основные компоненты Природы.

Таких компонентов всего три, они перечислены ниже:

  • Тамас (проявляется ночью) — отрицательная энергия, которая способствует незнанию и бездействию, препятствует развитию;
  • Раджас (проявляется в течение дня) — это возбуждающая энергия, выводящая из равновесия и стремление к активной деятельности;
  • Саттва (проявляется утром и вечером) — это энергия гармонии, баланса и вдохновения.

Тамас

1641231861-2

Люди под влиянием Тамаса невежественны, измучены, им кажется, что они все время находятся во сне. Жизнь этих людей иллюзорна, когда они верят, что они активны и активны, но на самом деле они находятся в состоянии полной прострации. У человека нет духовной цели, жизнь начинает течь.

Характеристики человека с доминированием тама-гуны:

  1. Причастность к царству животных.
  2. Отсутствие активности ума.
  3. Безумие, тупой ум, галлюцинации.
  4. Я люблю мертвую пищу, которая сочится, воняет или не имеет никакого вкуса.
  5. Постоянный, необоснованный самоконтроль, проявляющийся как в бичевании самого себя, так и в бичевании близких.
  6. Попытки выкладываться либо не вовремя, либо по отношению к недостойному человеку, либо не полностью.
  7. Смелость и отвага несут на себе печать безрассудства, разочарования и страха.
  8. Обладание счастьем — это просто иллюзия, омрачающая разум и не позволяющая душе раскрыться, она призрачна и обманчива.

В космосе гуна тьмы и невежества реализуется в местах со знаком Инь: больницах, больницах, приютах, мясокомбинатах, захоронениях. Сюда также входит все, что находится под землей: подземные склады, шахты, метро и так далее.

Веды говорят, что вся материальная вселенная и все живые существа находятся под контролем трех состояний: благости, страсти и невежества. Эти состояния называются гунами. Гуна — это энергия, которая «окрашивает» живое духовное существо в различные качества материи.

Гуна благости (Саттва)

Путь добра, более чистый, чем другие пути, освещает живое существо и освобождает его от последствий всех грехов. Те, кто находится под влиянием этой гуны, привязываются к знанию и счастью.
Бхагавад-гита 14.6

Саттва-гуна отвечает за поддержание жизни и обладает качеством знания. Характеризуется чувством просветления и счастья. Сопровождается чистотой, самообладанием, свободой от грехов, радостью, праведностью, свежестью чувств, спокойствием, аскетизмом, терпением, честностью, мудростью, религиозностью, силой, здоровьем, решительностью и энтузиазмом в исполнении долга даже в случае, если неудач свобода от привязанностей, чистая совесть даже во сне, милосердие, контроль над чувствами и разумом, понимание души, довольство, вера в Бога, смирение, стыд от плохих поступков, милосердие к достойному человеку, сопровождаемое чувством долг.

Жизнь в саттве предполагает счастье само по себе: человек обладает внутренним счастьем (независимо от обстоятельств), действует в соответствии со своей целью и желает счастья для всех живых существ. Человек в добре ведет чистую жизнь, обретает знания и чувствует счастье, освобождаясь от греха.

Гуна невежества (Тамас)

Гуна тьмы, рожденная невежеством, держит все живые существа в плену иллюзий. Его влияние проявляется в форме безумия, лени и сна, опутывающих обусловленную душу.
Бхагавад-гита 14.8

Тамас-гуна приводит к разрушению и уничтожению. Для него характерны такие качества, как пассивность, лень, всевозможные заблуждения, агрессия, нечестие, боль, глупость, долгий сон, безумие, поклонение призракам и духам, упрямство, обман, оскорбление других, депрессия, скупость, отказ от указания Священных Писаний, неспособность сосредоточиться, деградация, паразитизм, лицемерие, постоянная усталость, ложные ожидания, страхи, несчастья, тьма, печаль, деятельность независимо от ее последствий, самоистязание, пристрастие к нечистой и смертельной пище, алкогольное и табачное опьянение , и т.д.

Все действия, связанные с гуном невежества, обычно сопровождаются гневом, насилием, болью. Например, люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения (алкоголь в больших количествах, наркотики), живут в гуне невежества. Понимание счастья в этой гуне таково, что она позволяет всем быть плохим, и только я чувствую себя хорошо. Но настоящего счастья здесь нет и быть не может. Гуна невежества подводит человека к сути жизни, лишая его разума. Следовательно, он все больше и больше деградирует и опускается до животных форм существования.

Если человек не стремится поднять свое сознание и «живет один», он неизбежно будет вынужден деградировать, опускаясь все ниже и ниже. Деградация всегда сопровождается чувством неудовлетворенности и несчастья. Это материальный мир.

Если гуна невежества и страсти обычно присутствуют только в нашей жизни, тогда гуна добродетели должна быть сознательно развита и внесена в нашу жизнь.

Согласно ведической космологии, мы живем в эпоху Кали-юги — темного века, его еще называют веком конфликтов. Это зима человечества, время всеобщего духовного упадка и нравственного упадка. Но…

Раджас (страсть)

«Гуна страсти порождается бесконечными желаниями и жадностью, поэтому она связывает живое существо, воплощенное узами материальной эгоистической деятельности.”

«Когда влияние модальности страсти возрастает, человек проявляет признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей, проявляет неудержимую похоть и ненасытную жажду удовольствий». — Бхагавад Гита

Раджас — это энергия активности, страсти, амбиций. Чаще всего он доминирует у жителей крупных городов. Раджасические люди превыше всего ценят претенциозность, силу, мощь и авторитет. Он полон амбиций, похоти и жажды материальных благ, и его усилия направлены на исполнение этих желаний. Однако он никогда не бывает полностью удовлетворен тем, что у него есть — растущие аппетиты такого человека заставляют его продолжать неустанную деятельность. Ум раджасичного человека порабощен сильным желанием наслаждаться мирскими вещами и сексуальными отношениями, эти люди жадны, жадны и похотливы, они склонны выполнять множество различных действий, их ум не отдыхает.

Раджасичный человек не может видеть истину, потому что он одержим удовлетворением своего эго. Они требуют признания своей исключительности, стремятся быть самыми богатыми, влиятельными и известными. Пока человек желает, он вынужден много работать. Деньги, заработанные страстью, тратятся на страсть: лестные вещи, дизайнерскую одежду, соблазнительные женщины, экстравагантные излишества, дорогие автомобили и охоту за впечатлениями.

1641231862

Люди этой гуны предпочитают раджасическую пищу — это все, что разжигает страсть и пробуждает сознание. Очень острая, очень горячая, соленая, горькая или кислая еда, деликатесы в ресторанах, большинство угощений, кофе и чай, энергетические напитки, сахар и соль, а также большинство специй. Такая еда будоражит сознание человека, предрасполагает к борьбе и агрессии, пробуждает тягу к активной деятельности. Многие бизнесмены и политики являются примером преобладания раджаса в жизни человека.

Если доши — это компоненты тела, то гуны — это компоненты ума. Они определяют тип личности и то, как будет функционировать человеческий мозг.

Как влияет Саттва?

Если в сознании доминирует саттва, то человек очень внимателен к другим людям и ситуациям в жизни, не ищет во всем личной выгоды, становится менее эгоистичным и более искренним не только по отношению к другим, но и к самому себе. Его душа радостна, нежна и чиста, что приближает его к божественному. Преобладание саттвы позволяет человеку успешно учиться, обладает хорошо развитой интуицией, а также может обладать способностями к ясновидению. Для того, чтобы именно эта хунна преобладала в уме, необходимо тренироваться: изучать священные тексты, общаться с мудрецами, отказываться от пищи мясного происхождения и повторять мантры. Ученые, философы и мыслители — это те самые люди, в душах которых преобладает саттва-гуна.

Раджас — это гуна, последняя отличается высокой активностью. Речь идет о разжигании страсти, полной самоотдаче на достижение цели и неукротимости желаний. Человек, управляемый этой гуной, жаждет материальных ценностей, похотлив и склонен к амбициям. Раджас подобен пламени, которое все больше и больше зажигает восприятие внешнего мира, вызывая желания. Люди, в которых преобладает эта гуна, никогда не бывают полностью удовлетворены. Из-за раджаса человек не может мыслить объективно, постоянно стремится достичь все большего и большего, а также требует, чтобы другие признали его исключительность. Обычно эти люди выступают в качестве руководителей в компании.

Что такое гуна в Ведах? Гуна (санскр. गुण, guṇa IAST) — санскритский термин, буквально означающий «веревка», а в более широком смысле — «качество, собственность». Один

Содержание

1641231862-1

В буквальном переводе с санскрита слово «гуна» означает «веревка». Канат изготавливается путем плетения трех пучков волокон. Сначала волокно делится на три и полученные три нити скручиваются вместе, после чего скручиваются второе и третье волокна. Наконец, три получившиеся пряди волокон сплетаются вместе. Следовательно, веревка становится очень прочной. Точно так же в результате смешения трех гун материальной природы — саттвы, раджаса и тамаса — появляется побочный продукт. Затем они снова перемешиваются, и это происходит снова и снова. В результате получается прочная веревка, состоящая из гун, переплетенных бесчисленное количество раз. Таким образом Майя связывает человека все больше и больше. Своими собственными усилиями он не может вырваться из оков иллюзорной энергии. В результате человек вынужден много работать, чтобы поддерживать свое существование, стремиться к существованию. В то же время в материальной жизни человек всегда, как пламя, охвачен страхом, потому что не знает, что будет дальше. В конце концов, смерть обрывает все надежды и планы человека на счастье в этом мире.

Гуны также можно сравнить с красным, зеленым, синим цветами, которые смешиваются вместе, чтобы создать все остальные цвета.

Три гуны материальной природы в вайшнавском богословии

Большинство людей считают, что они контролируют все свои действия и принимают все решения согласно своей воле. Однако в «Бхагавад-гите» утверждается, что это не так, человек — всего лишь марионетка в тисках трех влияний материальной природы:

Каждый должен действовать в соответствии с качествами, данными ему путями материальной природы; поэтому никто не может воздержаться от деятельности ни на мгновение

Жизнь человека в саттва-гуне может показаться достаточно счастливой, но он остается обусловленным телесными представлениями о жизни и поэтому пребывает в иллюзии. Вы можете считать себя Джоном, американцем, мужчиной средних лет, верным мужем, заботливым, умным, образованным отцом и так далее, но все эти критерии материальны, поскольку они находятся на уровне тела и разума. Он еще не осознал, что он душа, вечный слуга Бога, а не тело или разум. Пока человек отождествляет себя с телом, он будет находиться под влиянием трех гун и будет испытывать страдания, связанные с рождением, старостью, болезнью и смертью. Таким образом обусловлен и человек в саттва-гуне. Те, кто находится под влиянием раджаса и тамаса, связаны попытками удовлетворить свои бесчисленные желания, а те, кто находится в тамо-гуне, связаны безумием, ленью и сном.

Истинная жизнь человека — это духовная жизнь, наполненная вечностью, знанием и блаженством (сат-чит-ананда). Под влиянием саттва-гуны люди считают мирское образование и материальное благополучие настоящей целью жизни. Для людей в раджа-гуне единственная реальность — это секс и накопление благ, а в тамо-гуне — сон и интоксиканты. Таким образом, чистая духовная природа человека загрязнена нечистыми желаниями, порожденными влияниями природы.

Бог в вайшнавизме действует как полностью независимая Личность; Он волен делать то, что хочет. А поскольку все живые существа представляют собой крошечные его частицы, они также обладают свойством быть независимыми, но только в меньшей степени. Следовательно, в соответствии с желаниями человека, его тело действует либо в саттве, раджасе или тамасе, либо в комбинации этих способов, поскольку его желания материальны. Желания человека являются результатом отождествления с материальным телом и, следовательно, являются продуктами трех гун материальной природы. Способы, которыми человек пытается удовлетворить эти желания, также материальны.

Материальная природа — это 3 гуны, это струны, связывающие нас. В этой статье описаны причины наших бед и несчастий

Материальная природа — 3 гуны. Примеси гун

А потом самое интересное. Невозможно человеку быть одиноким в невежестве, страсти или добре. Всегда есть какая-то нечистота в определенных пропорциях.

Если человек, уступающий по «весу» своей основной гуне страсти, является невежеством, то он делает следующий вывод. Я недостаточно добился материально, мне не хватает статуса. Теперь, если бы я был на более высоком уровне материального успеха, все мои проблемы были бы решены. Как мы уже знаем, незнание — это еще и недостаток мудрости, знаний.

Такой человек решает еще больше работать в гуне страсти. Ведь все логично — больше работаешь, больше получаешь.

Работа — это хорошо, но ни в коем случае нельзя сказать, что работа — это хорошо. Все зависит от цели, направления нашей работы.

Если наша единственная цель работы — удовлетворение наших материальных желаний и потребностей, то это тоже своего рода наркомания. Я работал, я наслаждался плодами своего труда, все еще работал и так далее. До полного истощения, до старости, до тех пор, пока вы не сможете больше работать.

Тот же впрыск, та же белка в колесе.

1641231862-2

Если в режиме невежества заблуждение проявляется в том, что все, кроме меня, несут ответственность за мои проблемы, то в режиме страсти я несчастлив, потому что нахожусь на низком уровне материального благополучия.

Либо я недостаточно знаменит, либо меня не уважают, как хотелось бы, то есть по работе!

3 гуны материальной природы. Гуна благости

Возвращаясь к вопросу о влиянии гун на нашу главную гуну, гуна добра остается. В тот момент, когда человек в режиме страсти с прикосновением к режиму добра наткнулся на колесо, которое может быть 25, 40 или 60, тогда его мысли будут другими. Такой человек будет искать выход из тупика. Он поймет, что это скорее тупик, чем дверь, которую нужно выломать.

1641231863

Это вовсе не означает, что бизнесмен закончит заниматься бизнесом, а спортсмен — спортивной карьерой.

Во-первых, человек переориентирует акцент в своей работе на более высокие цели, которые связаны с пользой для близких, общества и мира.

Во-вторых, почувствовав большее удовлетворение от этого, чем от всего себя, человек обязательно начнет развивать свой режим доброты, иногда даже не осознавая этого. В конце концов, полученное удовольствие и вкус сохранятся дольше.

Чем больше человек развил гуну благости, тем он счастливее. Посмотрите на счастливых людей. Мы совсем не подходим тем, кто показывает свое счастье на шоу, а за кадром другое лицо.

Счастливые люди, счастливые повсюду, и у них много хороших качеств, качеств пути к добру.

Но гуна добра, та же веревка и те же узы, объект!

Да, добро тоже связывает нас, но с разными последствиями. Вспомним, какими качествами обладает человек в гуне благости. Знания, порядочность, честь, милосердие, справедливость и так далее. Все будут такими.

Три гуны (элемента) материальной природы. Их характеристики, различие и значение — Слово гуна в переводе с санскрита означает «элемент». Другой дословный перевод этого слова — веревка. Три гуны: добродетели (саттва-гуна), страсти (раджо…

Посмотрите также:

Бхакти Вигьян Махарадж задал очень интересный вопрос о том, как (через что) влияние материальной природы действует на человека. Зная ответ на этот вопрос, вы сможете лучше и правильнее настроиться.

Есть три элемента (или универсальных принципа) природы: саттва (безмятежность), раджас (одержимость) и тамас (пренебрежение). Гуна буквально означает веревка. Махагуны пронизывают все субстанции творения, связывая душу «по рукам и ногам».

«Бог, трансцендентная Личность, косвенно связан с тремя гунами материальной природы: страстью, добродетелью и невежеством, и только для создания, поддержания и разрушения материального мира он принимает форму этих трех качеств.

Наше восприятие мира определяет наши потребности. Но наше собственное восприятие мира зависит от влияния той или иной гуны или преобладающего элемента природы. Элемент добра (саттва) дает начало истинному знанию; видение гармонии мироздания, универсального.

Три концепции Брахмана «Веды говорят: кшетрани хи шарирани биджам капо субхасубхе тани ветти са йогатма татах кшетра-джна учйате Материальное тело называется кшетра и находится внутри тела.

С помощью материальной энергии Бхагаван проявляет материальный мир, в котором запутанные заблудшие души проявляют свою лилу независимо от Бхагавана. Две функции внешней энергии Бхагавана: 1. Покрытие сознания души (дживы).

Митхиладхиша дас (ученик Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свамы Прабхупады) Некоторые последователи ИСККОН, ветви Гаудия-вайшнавизма, пытаются указать на различия между Шрилой А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой и Шрилой Бхактиведантой Нараяной Махараяной.

Издатель: Крышень. Время публикации: 01.12.2010 в 21:46 под заголовком Истина об энергиях Бога, а также в темах: Гуна, Шримад Бхагаватам, Ясоматинандана дас Вы можете прокомментировать эту запись.

Оцените статью