Клиповое мышление: характеристика, плюсы и минусы, методы борьбы. Что такое клиповое мышление

Мысленный клип: что это в психологии? Как он образуется? Каковы его плюсы и минусы? Почему большинство сегодняшних школьников страдают клип-мышлением? Как от него избавиться и как предотвратить развитие этой формы мышления у ребенка?

Клиповое мышление: характеристика, плюсы и минусы, методы борьбы

1641231690-1

«Хорошо» — это американское сокращение, которое прочно закрепилось во многих языках и культурах мира, в том числе и в нашем. Мало кто задумывается, откуда взялось это сочетание звуков, которое одновременно означает «хорошо, хорошо, будет сделано» и так далее. Но по одной из самых распространенных версий, это сокращение произошло от неправильного написания английского выражения all right, что переводится как «все правильно». В первом слове «а» заменили на «о» и получили повсеместное «ок». Так началось развитие нового типа мышления — мышления клипов.

1641231691

Особенности

Мысль о клипе мимолетна. Это не дает возможности исследовать ситуацию. В моей голове остался только его образ в виде блестящего отрывка — клипа. Который и дал название этому «бичу» современной молодежной среды. Его главные «хранители» и менеджеры — СМИ. Интернет пестрит блестящими заголовками и короткими видеороликами, увидев которые человек приходит к выводу, что он уже достаточно разбирается в той или иной проблеме.

Мы, сами того не осознавая, перевариваем много информации. Наш мозг наполнен различными сообщениями, иногда бессмысленными.

Так что мы просто запачкали кладовую в наших головах.

1641231691-1

Клип-мышление считается проблемой для целого поколения, а то и для двух. Многие связывают это с сетевой зависимостью и видят только отрицательные стороны. Но есть еще один аспект этой проблемы

Как появилось клиповое мышление?

Сам термин стал распространяться в 1990-е годы, когда обилие клипов и рекламы с динамической нарезкой на ТВ заменило статичное изображение. Чтобы каким-то образом отфильтровать этот бесконечный поток информации и видео, людям приходилось все более и более избирательно приспосабливаться и фокусировать свое внимание. Корни этого термина лежат в понятии «клип-культура», введенном социологом Элвином Тоффлером в его работе 1980 года «Третья волна.

С распространением Интернета и социальных сетей, где можно бесконечно листать ленты и переходить по ссылкам, проблема усугубилась. Хронометраж большинства видеороликов на YouTube составляет не более 15 минут, и популярные блогеры активно используют быструю смену изображений. Социальные сети привыкают к максимально коротким постам или видеороликам, которые появляются каждую секунду.

Многие платформы и онлайн-медиа сегодня напрямую зависят от количества кликов и просмотров. Поэтому они делают все возможное, чтобы побудить пользователей как можно чаще взаимодействовать с их контентом. Использованы заголовки кликбейтов, яркие коллажи, обилие фото и видео, формат рассказов вместо длинных чтений.

1641231693

По словам Александра Изряднова, соучредителя и генерального директора Vinci Agency, к основным тенденциям современного мира контента, способствующим развитию клип-мышления, относятся:

  • уменьшение объема сообщений;
  • уменьшить количество мыслей в единице содержания до одной — одновременно добавив эмоционального переживания к сообщению;
  • многократное повторение одной и той же мысли в содержании;
  • сухой новостной контент больше не работает: аудитория хочет заранее заложить в него какое-то авторское отношение;
  • разделить сообщение на несколько однотипных сообщений;
  • вместо приглашения к разговору приходит содержание как аксиома, не подразумевающая размышлений и анализа со стороны публики.

Те же тенденции пронизывают телепрограммы, фильмы и сериалы: динамическое изменение изображения, насыщенные диалоги и разнообразные звуковые эффекты — чтобы «привлечь» внимание зрителя. При этом практически исчезают закадровый голос и монологи, а теле- и радиоконтент рассчитан на просмотр в фоновом режиме. В трейлерах фильмов и телесериалов все это иногда доходит до абсурда.

Клип-мышление часто ассоциируется с зависимостью от гаджетов. Это определяется как одна из основных проблем нового поколения, потому что эта зависимость тормозит процесс обучения, мешает целостному восприятию и порождает поверхностное.

Американский писатель и публицист Николас Карр в статье «Google делает нас глупее?» Признается, что из-за регулярного использования Интернета он с трудом может прочитать более двух-трех страниц текста. Многие его коллеги и даже врачи сталкивались с подобными проблемами. На смену вдумчивому чтению газет или книг пришел быстрый просмотр и сканирование текстов в сети.

Клиповое мышление у детей

Дети более подвержены клиповому мышлению, чем другие, что создает огромные трудности в обучении и общении с другими. С детства привыкая к просмотру лент социальных сетей или видеосервисов, они полностью игнорируют то, что не вызывает у них интереса с первых секунд. Согласно исследованию Американской академии педиатрии, современный ребенок проводит перед экраном в среднем 7 часов в день, начиная с двухлетнего возраста. Примерно так обстоит дело в России. В Великобритании 40% подростков общаются со своими родителями с помощью мгновенных сообщений, даже если они находятся в соседней комнате.

Гаджеты и онлайн-общение вызывают всплеск дофамина — гормона, отвечающего за вознаграждение в нашем мозгу. Кроме того, этот метод гарантирует быстрый и постоянный выпуск без особых усилий, в отличие от студий, где нужно работать долго и сосредоточенно. Пристрастие к гаджетам, в свою очередь, приводит к повышенной тревожности. Эти дети не в состоянии ни о чем позаботиться без смартфона или планшета, они склонны к частым всплескам и даже агрессии.

Учителя и психологи советуют в первую очередь перестроить учебный материал так, чтобы он привлекал внимание детей и удерживал его — с помощью интересных видеороликов, ярких иллюстраций и интерактивных игр. Во-вторых, используйте склонность к многозадачности — переключайтесь между разными форматами презентаций и занятиями и регулярно делайте перерывы. И в-третьих, ограничить время использования гаджетов: например, до 3 часов в день, включая учебу. Желательно, чтобы это правило было общим для всех. Например, когда он собирается вокруг стола, вся семья убирает свои телефоны и не достает их, пока не закончится обед или ужин.

Клип-мышление лишает современных детей способности усваивать большие объемы информации, но помогает взрослым лучше понимать технологии, быстро принимать решения и находить нужные им данные.

1641231696

Что такое мысленный клип? История исследования и выявленные предположения. Каковы плюсы и минусы этого явления? Как освободить детей от этого типа сознания?

Этапы развития

1641231696-2

В середине 90-х годов прошлого века появились музыкальные клипы, представляющие собой не единый сюжет, а разрозненные фрагменты, порой совершенно не связанные друг с другом. Кроме того, мигающие видеокадры очень часто не имели ничего общего с текстом песни. И она тоже была лишена какой-либо логики и больше походила на набор отдельных предложений.

Мобильные средства связи

Сначала пейджеры, затем сотовые телефоны, наконец, консолидированный мысленный клип как ведущий среди молодежи и детей. Во-первых, в SMS-сообщение нужно было поместить как можно больше информации, потому что в то время это было нереально дорого. Отсюда и сокращение слов:

  • при — привет, привет;
  • оч — много;
  • ок — хорошо, хорошо;
  • РД — День рождения;
  • НГ — Новый год;
  • спок — спокойной ночи;
  • мб — возможно;
  • атП — спасибо;
  • ИМХО — моё мнение (калька с англ. «По моему скромному мнению»);
  • пжлст — пожалуйста;
  • OMG — Боже мой! (калька от англ. «Боже мой!»);
  • КОМПАКТ ДИСК? — Как дела?
  • ЧД? — чем ты занимаешься?
  • шк — школа;
  • dz — домашнее задание
  • нзч — совсем нет.

Теперь отпала необходимость экономить: сообщения перестали так дорого стоить (а иногда и бесплатно, если есть безлимитный тариф), но привычка рубить осталась. Это также повлияло на формирование фрагментарного мышления.

Мне в голову пришел пример, когда я начал писать статью о клиповом мышлении современных школьников и молодежи: фрагментарном, быстром, поверхностном. Эксперты спорят, связано ли мышление клипом с развитием или деградацией? В любом случае уйти от концептуального восприятия реальности к клипарту и даже дальше назад непросто. Мозг требует времени, усилий, личной работы, поэтому мы видим предсказуемую картину: борьба противоположных мнений и непонимание поколений.

Клиповое мышление: плюсы и минусы

У этого погодного явления есть как достоинства, так и недостатки. К недостаткам клипового мышления школьников относятся отвлечение или нарушение внимания, отсутствие настойчивости, гиперактивность, потеря умственной функции, желание учиться и способность творить.

Помимо снижения чувствительности и понимания окружающих, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и сокращенный словарный запас. Преобладание конкретного мышления над абстрактным, отсутствие собственного мнения (замените его прочитанным из Интернета), некритическое мышление, чрезмерное стремление к комфорту.

Считается, что с помощью клипового мышления в карьере многого можно добиться, но художники из этих молодых людей хорошие, легко управляемые… Сторонники классического образования с беспокойством рассматривают основу интеллектуального развития: концептуальное мышление уходит с места в мысленный клип. Бытует мнение, что людям с концептуальным мышлением сложно стать богатыми, а людям с клипом — великими личностями. Сможете ли вы их синтезировать, чтобы иметь место в жизни?!

К немногочисленным достоинствам восприятия клипа молодым поколением специалисты относят скорость реакции и принятия решений, способность адаптироваться к условиям. Скудный словарный запас компенсируется способностью воспринимать и обрабатывать большие объемы информации в динамической форме с помощью символов, изображений и схем. Благодаря этому у молодых людей больше внимания, которое хорошо распределяется и распределяется.

Они вынуждены запоминать много учебного материала, но не перегружают память, пытаясь вычленить главное. Нет необходимости хранить ненужные данные в голове, если Интернет у вас под рукой. Потребность в анализе и логике отпала. Хотя некоторые предметы в школе нацелены на их развитие, считается, что система ЕГЭ значительно сократила использование этих когнитивных навыков, и поэтому подходит не для всех учебных дисциплин.

Как прийти к равновесному мышлению

можно ли совместить оба типа познания и сформировать что-то вроде сбалансированного мышления? Как уже было сказано выше, люди 30-40 лет находят в себе признаки клип-арта и еще не утратили свойств концептуального мышления. Восточные практики помогают совместить несовместимое: тренировка концентрации, медитация, дыхательные упражнения, йога.

На Востоке давно провозглашено верховенство трансцендентального ума, имеющего неограниченные возможности и переход на более высокие уровни сознания, что предполагает сохранение основных человеческих ценностей, взаимоотношений и творческой активности.

Дыхательная медитация

Беспокойный ум человека — источник многих проблем современности. Если все вокруг призвано его взволновать, то необходимо сознательно перевести мысли в спокойное состояние. Хорошо работает медитация, которой часто опасаются, связанная с каким-то секретом: молчаливое сидение с прямой спиной кажется слишком простым для такой сложной концепции.

Между тем 5-10 минут сидения утром и столько же вечером значительно улучшат состояние нервной системы. Практикующие замечают, что вы получаете некую неосязаемую внутреннюю поддержку, и день проявляется по-другому, более осознанно.

Медитация часто понимается как расслабление. Многие учебные курсы нацелены на это. Самая известная и доступная из них — медитация на дыхании. Никаких специальных упражнений не требуется, достаточно считать собственный дыхательный цикл: вдох-выдох с небольшим удлинением последнего и значительной концентрацией на этом процессе. Уже через минуту вы почувствуете облегчение.

1641231696-3

Возбужденному человеку обычно советуют: «Дыши глубоко». Дышать нужно не глубже, а медленнее, тогда эмоциональное состояние стабилизируется. Помните, когда вы находитесь в состоянии стресса, ваше дыхание учащается. Замедление приведет к обратному эффекту.

Настоящая медитация — это не просто и не столько расслабление, сколько отличная внутренняя работа, открывающая горизонты развития личности. Научные эксперименты показали, что человек, расслабленно сидящий с закрытыми глазами, и медитация — это разные вещи. Над головой второго устройства улавливают мощные электрические волны и ауру свечения…

Если практикующий хочет пойти дальше, к его услугам профессиональные сообщества, которые обучают истинной медитации. Вы можете присоединиться к ретриту, принять участие в випассане — необходимых шагах на пути к овладению качественной медитацией, которая поможет вам установить связь со своим «я».

День тишины и «мауна»

Дома можно провести «День тишины». Ограничьте себя использованием Интернета и общением с другими, если не на день, то хотя бы на несколько часов. Выполнять несложный физический труд: убирать в доме, облагораживать территорию… Заниматься хобби. Избавьтесь от повседневных забот, высоких скоростей и автоматизма в эти часы. Позвольте себе делать все в два раза медленнее, как будто привнося бдительность и осознанность в каждое действие. Мозг будет благодарен за такие паузы, его работа улучшится, а восприятие текущих событий станет более четким.

С мысленным роликом жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не как единое целое, а как последовательность почти не связанных между собой событий.

Дискуссии и поиск альтернативной точки зрения

Чтобы мыслить глубоко и последовательно, необходимо анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами. Всегда опасно видеть только одну точку зрения.

В каждом вопросе нужно искать противоположную точку зрения. Обсуждение и участие в дискуссионных клубах и круглых столах трезвеют. Кроме того, лучше участвовать в дискуссиях, а не в спорах. В процессе полемики люди просто отстаивают свою позицию и хотят победить, а участники дискуссии отстаивают свою точку зрения, но пытаются понять друг друга и найти истину. И полемика, и дискуссия важны, но именно последнее развивает способность и желание думать.

Узнаем, что такое клип-мышление, как оно появилось, как проявляется у современных школьников и в чем его плюсы и минусы. Мы также рассмотрим, как избавиться от этого типа восприятия и нужно ли это делать.

Заключение

Мы узнали, что такое восприятие клипа и чем оно характеризуется.

Известный британский футурист и телеведущий Джеймс Мартин, предсказавший эпоху всемирной паутины в начале 80-х годов прошлого века, разделил людей на два типа. Первый тип — это люди книги. Они извлекают информацию из книг и других печатных СМИ и обладают долгосрочным мышлением. Второй тип — это народные экраны, которые просто снабжены мысле-клипами. Итак, Мартин назвал преимуществом последнего возможность быстро реагировать и быстрее реагировать на любые изменения.

Несомненно, есть и обратная сторона медали. Это утомляемость, трудности с концентрацией и анализом, плохая успеваемость. Чтобы уменьшить эти негативные проявления, вам потребуются техники и упражнения, которые мы вместе с вами рассмотрели. Но бороться с клип-мышлением как таковым не нужно. Лучше всего научиться грамотно это делать и с умом пользоваться.

это все на сегодня. Обязательно подписывайтесь на обновления, ведь впереди еще много полезного и интересного.

Оцените статью